Абрам Иваныч Чингачгук (alex_nifontov) wrote,
Абрам Иваныч Чингачгук
alex_nifontov

На углу крутой улицы-3

4. Магия - это не роскошь, а средство.


Из заметки "Нагваль и его команда", "Пошлина", N1, 1995г.

" 1. Кастанеда, Кастанеда - зови меня так.

Выбрав теплый майский день, мы вышли на улицу с довольно шизовой идеей: узнать, что думает средний советский человек о магии. Остановив наугад несколько человек, мы задали им один вопрос: что такое магия?
- Магия? Хи-хи-хи!..
- Магия? Ну-у-у... Это... Блин... Ну, колдовство там всякое... Волшебство там...
- Магия? Ну, это просто. Как говорит нам марксистско-ленинская философия, магия - это совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность управлять воображаемыми силами и с их помощью...
(Достаточно. Следующий!)
- Магия?! Я как раз хотела сказать об этом. Понимаете, мои соседи что-то против меня задумали. Они наводят порчу, сглаз, все цветы в горшках повяли, а агенты КГБ давно облучают меня психотронным генератором из квартиры наверху...Ну куда же вы?!
(А вот и средний советский человек.)
- Чого-чого? Ай! Хулиганы! Сейчас милицию вызову!
...Любопытная сложилась картина. О магии наверняка слышали многие. Несмотря на это, мало кто верит в ее существование, и уж почти совсем никто не сталкивался с ней лично. Верней, кое-кто может быть, и сталкивался, но, боюсь, о них мы не скоро услышим. Магия - она, как поганка - однажды съедобна. Поэтому-то скромная книжка в зеленом супере, тиснутая в университетской типографии УКЛА, произвела фужер. Поначалу это было воспринято, как молотом по голове, как стопка воды после шести рюмок чаю. Автор ея, некий Карлос Цезар Сальвадор Арана Кастанеда, студент оного УКЛА, утверждал, что не только лично знаком с индейским брухо (не путать с брюхом), но и получил от него тайное знание древнеиндейской магии. Умные ученые в один голос воскликнули: "Ну, это ты загибаешь, Шахерезада - втроем не разогнуть!" Ведь самый кайф ситуации в том, что основное место в книжке уделялось впечатлениям, полученным под воздействием психоделиков, как-то: дурман-травы, пейота-кактуса, да грибов, что курят. "Глюки! Глюки!" - закричите вы. Может быть. Но какие глюки! Какие глюки! Прослышав про такое, мы добыли экземпляр. Открываем. Читаем. "Серия книг Карлоса Кастанеды посвящена изложению его личного опыта, драматических переживаний при встрече с "магической реальностью" - жесткой и прекрасной изнанкой привычного мира, запечатленной в исчезающей культуре индейцев Центральной Америки" - вот что сказано на форзаце книги, именуемой "Учение дона Хуана - путь знания индейцев Яки". Те, то читал ее дальше пердисловия, ходят с квадратными глазами и несут ересь. А те, кто не читал и того, посмеиваются свысока: знаем, мол, этих путей знания! Рассказывают даже такой анекдот: встречаются в Питере двое. Один показывает другому палец и говорит: "Кастанеда!" И оба похохатываются со смеху.
         Хотя чего тут смешного? Да просто расхожее мнение лютует. И лучше всех выразил его редактор серии: "Неважно, выдумки это или нет. Зато какая хохма!" Что же за хохма такая особая? Ведь мало ли было этих путей, и знаний, и прочих? Та же свистопляска вокруг Востока, гуру, каратэ-айкидо, йоги разные, интересные разве что психиатрам. Ой, крику-то было! Панацея, панацея, бог - это любовь, а красота спасет мир, в смысле, доброта, ну ладно, мы спасем...
         Всеразличных культов насмотрелись мы - из Индии, из Поднебесной, с медленно, но неуклонно едущей крыши мира - Тибета, и даже из не в меру самобытной Японии. Однако на этот раз знание посетило нас с запада, более того, с Запада, о котором мы практически ничего не знаем. Не, ну конечно, нам многое известно об Америке, о мечте ее великой, и слова "вестерн", "гамбургер", "рок-н-ролл" навязли как в зубах, так и в ушах. Да, мы знаем об Америке все. Сколько видиков мы о ней просмотрели! Сколько комиксов прочитали! Ух.
         Но ведь далеко не Христофорыч был первым на земле индейской. Что же осталось от собственно культуры коренного населения? Индейцев то есть? Взгляд поверх прицела. А еще в качестве трофеев: томагавки, головные уборы из перьев, мокасины, и, конечно же, трубка мира. Все это в краеведческих музеях, куда его стаскали благодарные американцы. Гордый же индеец почти повсеместно вымер, поскольку трудиться не стал. И о культуре его, вероисповеданьи, что ль, - информации ноль.
         И только разные сигалы-костнеры, видать, с индейцами на короткой ноге. Как, я спрашиваю, как могло случиться, что самым индейцем долгое время был югослав Гойко Митич - Зоркий Сокол наш?
         Вот и ученые не отстают от голливудских просветителей. Да, говорят они. разные там ацтеки-толтеки - великие цивилизации. Но какого ж они пирамид всяких и городов в лесах понастроили, а сами сгинули? И если от вех народов, ныне вымерших, таки да остались памятники письменности (клинописные надписи в сортирах), то у индейцев если таковые и имеются, то уж на таком тарабарском, что никакой язычник переводить не возьмется.
         УФОисты (НЛОшники), правда, от них в экстазе. И фигуры-то индейцы в пустыне изобразили, и пирамиды-то возвели, и календарь точный астрономический имели. А уж на барельефах - прямо-таки точные доказательства их космического поисхождения!
         Так что же такого сделать, чтобы узнать поболее об этих самых индейцах? Метод не нов. Нужен в России Пушкин - выписать дедушку из Африки! Скажем, взять откуда-нибудь с Перу молодого, обучить в университете Лос-Анжелеса на антрополога, а потом пустить тешить беса по пустыням Аризоны. Вот он и выдаст вам пару-тройку басен про брухо, диаблеро и прочую нечисть.
         Отчего же рассказы сии нашли столь живой отклик? Дык ведь время-то какое было, елы-палы! 1968 - первая годовщина великой Психоделической Революции. Хиппи, битники, Керуак, "Пинк Флойд", дзен, ЛСД, Свами Прабхупада!!! Неудивительно, что Кастанеда со своими кактусами пришелся впору. Люди увидели в нем того, кого хотели увидеть - Святого-покровителя Психоделической революции.
         "Мой класс в колледже был уже почти на приходе, - вспоминал Кастанеда. - Они ожидали команды плюнуть на все и отключиться, а вместо этого услышали о социализации и единицах восприятия.". Редкая это поганка - преподнести знание в таком виде. Ведь под соусом из травки оказалось скрытым мощнейшее учение! Но таков магический подход. Поэтому, когда читаешь Кастанеду, трудно отделаться от впечатления, что автор кого-то бессовестно имеет (кстати, кого это, интересно?).
         Но мы не усматриваем ничего странного в том, что народ вскричал: "Больше глюков, хороших и разных!" Людей ведь сколько не развращай - им все мало. Да и опупея самого Кастанеды продолжалась. В 1971 году издательство "Саймон и Шустер" выпустило сразу две книги Кастанеды - "Отдельная реальность" и "Путешествие в Икстлан". Тут-то он и настал.
        
         2. Переход количества в глюкачество.
        
         Однако в первом томе свежий читатель кроме глюков обкурившегося автора может ничего не усмотреть. Разве что по полу кататься начнет, да глаза скашивать - это значит, зацепило! Вообще, с высоты девятого тома все происходившее тогда выглядит тщательно спланированной поганкой - заманить диковинным кактусом да как впарить! Ибо уже в третьем томе... Но сперва К.К. попробовал-таки всех прелестей индейской магии: разговаривал с духами за жизнь, куривал грибочки - "дымок прорицателей", летал, кернув дурман-травы. Однажды, забив трубочку "дымку", он обратился в ворону и долгие часы барражировал над Сонорской пустыней, крича: "Пшш..."... в смысле, "Карр! Карр!" Летал ли он как птица? Как сказал по этому поводу дон Хуан, "птицы летают, как птицы, а человек, принявший траву дьявола, летает, как человек, принявший траву дьявола". И летает, замечу, отнюдь не в воображении. Мы считаем, что это глюки, до тех пор, пока у вот такого "советского самолета не откажут в полете тормоза, и он рухнет нам на годовы всей тяжестью стовекового знания.
         Тем же, кто уже забил косячок и с кличем "Свами Прабхупада, с нами Кастанеда" готов отправиться в полет, скажем: вот тут-то и начинается самый акт. Конечно, мы не будем перечислять все действия, через которые прошел Кастанеда в процессе обучения - почитайте сами как-нибудь, совместите приятное с полезным. Только не забудьте время от времени постучаться лбом об стену - иногда не вредно проверить, есть ты или уже улетел.
         Кастати, говорят, что в Питере, при одной из клиник, сами понимаете, каких, отделение открыли. На кастанедцах (кастанедателях?) специализирующееся. Это те, кто к шприцу приравняли перо. Но для тех, кто жаждет - вход в.
         Как гласит любимая пословица советских индейцев, у каждого брухо есть свой гуахо. Оно и верно, куда ж ему без гуахи! Из интервью К.Кастанеды корреспонденту журнала "Psychology Tonight" Б. Сэмкину:
         " - И вы знаете, Беня, лет пять тысяч назад, до исторического материализма, колдун был фигурой, без которой был немыслим прогресс тогдашнего общества. Магия-с!
         А как же: заболеет кто - зовут колдуна, в бубен стучат. Почти советкая медицина! Правда с колдуна толку больше. Ах, эти старые злобные денечки! Никаких тебе телевизоров, эропланов всяких! Хошь лететь - лети, вот только превратиться в ворону не забудь. А коли хочешь интересного увидеть, полезных-нужных знаний каких получить - так вот он, пейот, за околицей! А в кактусе том дух живет, Мескалито по имени. И если дурман-корень силу дает, а гриб курительный - советчик превосходный, то Мескалито почитаем как учитель, тот, что индейцев " правильному образу жизни" учит.
         Сэмкин:
         - Так что, вперед, дети, пыхай грибочки, кактусы жуй?
         Кастанеда:
         - Да, в те годы в Мексике имело место самое настоящее психоделическое общество! И в наши дни усматривается тенденция к возрождению такового. Психоделическая революция 67-го года породила жуткое иножество разнообразных наркорелигий. Одно Му-Му "Синрике" чего стоит!
         Сэмкин:
         - Однако в наше время уже не встретишь придворного прорицателя, или там, врача-шамана с дипломом.
         Кастанеда:
         - Да, но лучше от этого наши дни не сделались.
         Примечание Сэмкина.
         ...Воображение рисовало мне Кастанеду этаким крутым шаманом - в живописном наряде, со справкой в кармане и вороном на плече. Я ошибался - ворона у него не было. В начале интервью он смотрел одним глазом в небо, другим - в землю, но затем передумал и стал смотреть одним вправо, другим влево.
         Сэмкин:
         - Ну ладно, жили тогдашние индейцы неплохо, однако не как люди, а гораздо веселее. Чем и ставят в тупик наших археологов, антропологов и... и... других ологов. Но тут-то и возникают вопросы: зачем чертовы индейцы понастроили всяких пирамид в труднодоступных местах? Зачем разбросали разных камней, костей и кристаллов, странно заточенных? Ведь камешек с дыркой внутри - не ложка, не вилка и уж во всяком случае не бритва. А в пирамидах да прочих непонятных зданиях жить несподручно - зимой холодно, летом жестко, да и ветер дует в самые неожиданные места. Так какого черта?!
         Кастанеда:
         - А-а-а, в этом то весь и суть. В самом деле, выходки древних магов выше нашего понимания. Ну, даже не выше, а так, слева. Дон Хуан, прямой наследник тогдашних знаний, многое мне порассказал. Дескать, жило в то время где-то в долине Мехико злобное племя толтеков. И ничем другим не занималось, окромя как колдовать да шаманить. А вытворялось все это путем подчинения разных природных сил, как-то: Земля, трава, вода, деревья, облака, темнота, а также уму нерастяжимые обитатели ночи, страшные, злобные духи и союзники. Ой, fuck myself! Бывало, целые толтекские города сваливали набок при помощи левых сил. Злобные древние маги охотились за мистическим могуществом, поедая временами людей, у которых таковое имелось. Добиваясь бессмертия, зарывались они живьем в землю, благодаря чему живы и посейчас. Днем лежат себе под камушком (тонн в пятьдесят), а днем вылазют и рвут нахрен зазевавшихся прохожих. Толтеки же и понастроили всяких сооружений в порядке НЕДЕЛАНИЯ, практикуясь там в СНОВИДЕНИИ, ВТОРОМ ВНИМАНИИ, собирая другие миры.
         Вот и дособирались. Я же не зря предупреждал насчет стука лбом об стенку. Древние маги так увлеклись своими поганками, что не заметили, как пришли другие люди и нагнули их.
         Сэмкин:
         - Испанцы?
         Кастанеда:
         - О нет, то были не испанцы. Местоимение случилось задолго до них, где-то в третьем-пятом тысячелетии до нашей эры. Но часть толтеков и тут вылезла. Надев каску, они попрятались, научившись прикидываться людьми. И только сейчас настал момент бросить их идей в массы, не забыв вынуть чеку.
         Сэмкин:
         - Но имеет ли магия какое-то отношение к реальности?
         Кастанеда:
         - Как говорил дон Хуан, в действительности все не так, как на самом деле. Реальность, говорят маги, это описание. Ежели кто не верит, приведу народную мудрость: "Наутро встал - кабы не протокол, ни за что б не поверил, что моих рук дело". А народ, он всегда прав: реальность - это прото... Ну, в смысле, описание. И тому, кто сменит его, неважно как, предстанет другая, совершеннолевая реальность.
         Сэмкин:
         - Но коли есть описание, значит, есть чего описывать?
         Кастанеда:
         - Есть! Есть такая картина - с полями, пузырями и эманациями.  А то, как каждый зверок ее видит - это дело выбора. А пока на досуге подумайте: кто нам этот мир описал? А главное, зачем?
         Сэмкин:
         - Ну?
         Кастанеда:
         - Маги говорят, что наше восприятие - это восприятие хищника. Весьма полезно в смысле поисках пищи и уклонения от опасности. Для нас летать - это падать вверх. И что же все это значит? Как говорится, кто есть ху и кто есть что?
         Обратимся к магическим легендам. А из них можно узнать вот что: когда-то люди не были хищниками. Они просто путешествовали из ниоткуда в никуда. Но случилось что-то, и вот мы здесь. Глядим вокруг, и: это место не для нас, это время не для нас! Неудивительно, что люди озверели. И из поколения в поколение пошло это описание, как единственно верное, позволяющее выжить. Папы с мамами капают детям на мозги, вынуждая принять эту картинку мира. А если кому-то так и не удается запасть на это описание, то на тебе - получаются личности со сдвинутым осознанием, а попросту психи, и место им в санаториях "Улыбка" определяют. Процесс же навязывания этого описания умники обозвали изысканно-заборным словом "Социализация!"
         Но как-то раз, в один прекрасный день, лет этак десять тысяч назад, непослушные дети нашли кактус пейот и с голодухи замяли его. "И если б после смог - не рассказал, / Про то, что там привиделось ему."
         "Первый шаг по пути знания был сделан ими, когда они стали есть растения силы, - рассказывал дон Хуан. - С голоду, по незнанию или просто по ошибке, но они их ели. Рано или поздно кто-то из них должен был задуматься о природе увиденного."
         И вскричали воины: "Могем!" И эхо откликнулось: "И еще как могем!" О да, эти индейцы были чегтовски бодрыми ребятами. Их не пугали ни люки в потолке, ни утюги на стене. И был им приход: а ну как все это не мультики, а нечто гораздо более существенное? Ручаюсь, никому до них не приходило в голову всерьез отнестись ко всякого рода глюкам. А зря!
         Теперь представим себе индейца, допустим, Джо, укушавшегося пейоту. Вполне мог иметь место следующий диалог:
         ИНДЕЕЦ  ДЖО  смотрит вокруг.
         ДЖО (про себя): Чтоб я так жил!!!
         ГОЛОС: Чтоб уси так жилы!
         ДЖО (со страхом оглядываясь): Никого... Неужели  началось?!
         ГОЛОС: Да ты не шугайся так, Джо. Я ж не КГБ...
         ДЖО: К психиатру, к психиатру...
         ГОЛОС: Опоздали. Психиатор сам третий  глюк  смотрит.
         ДЖО: А ты откуда знаешь?
         ГОЛОС: А я все знаю. Вот и тебя щас научу.
         ДЖО: Да не гони!
         ГОЛОС: Гадом буду!
         ДЖО: А вот преврати меня в оленя, или там, в ворону - может, и поверю.
         ГОЛОС:  Какие проблемы, мужик! Полетели!
         ДЖО: Карр! Карр!
         ...Такие вот дела. Конечно, первым делом древние маги ухватились за возможность проворачивать невообразимые акции. В этом они до того преуспели, что в Мексике до сих пор ходят легенды об их диких выходках. И если у нас детей пугают домовыми, чертями и милиционерами, то у них для тех же целей существуют брухо (вроде колдунов) и диаблеро (типа оборотней). И надо ж было Кастанеде наткнуться на одного из ярких представителей этой злобной братии! И уж тут его не спас золотой противогаз! Не помог и галоперидол.
         А все потому, что сказать что-либо вразумительное об учении дона Хуана крайне сложно. Сам он затруднялся хотя бы назвать его попонятнее. Нагвальство? Непонятно. Шаманизм? Фу-у-у! Овладение НАМЕРЕНИЕМ? Неконкретно. Поиски АБСОЛЮТНОЙ СВОБОДЫ? Длинно как-то, да и вообще... Остановились на названии "магия", с чем их и поздравляю.
         Вся фешка в том, что знание-то - безмолвное! И хотя язык у дона Хуана был в высшей степени без костей, но даже он иногда затруднялся в выборе слов. Слова! Слова! Как много шуму и как мало толку! Ведь сколько не повторяй: "Халява! Халява!" - ХАЛЯВЫ НЕ БУДЕТ! Цитирую дона Хуана. "Теперь ты сам убедился: то, что видят маги, руками не потрогать, словами не назвать. А потому мы давно договорились, что о таких вещах следует рассказывать исключительно в символических терминах".
         Сам он изъяснялся метафорами вроде "сила - это ветер", "золотая пыльца знания", а также афонаризмами типа "ты - пузырь". Специальная же магическая терминология выглядит просто сногсшибающе. К примеру: "Воин формирует НАМЕРЕНИЕ чего-либо просто за счет того, что намеревается совершить то, что он НАМЕРЕН совершить". Зацепило? Не пугайтесь - здесь мин нет. Если не ломать голову, то все становится понятным.
         Да и нужно ли тут понимать? Чего думать - убегать надо! Или, словами дона Хуана, "лучший способ думать - не думать вообще". Дон Хуан же говорил: "Чтобы просто воспринять это учение, нужно обладать энергией, личной, так сказать, силой." А для этого ея, силу, нужно целенаправленно искать, копить, а затем принимать по назначению врача. На кой черт это нужно - вопрос второй. И вот когда накопишь силы энное количество, он сам собой отпадет. Конечно, никого в здравом уме на это не подвигнешь. А его, здравого-то, никто и не спрашивает. Ведь "первое, что делает Нагваль со своим учеником - обманывает его", приговаривал дон Хуан, скармливая Карлосу очередную поганку. А посему вас, товарищ, в светлое будущее загонять приходится. Где напугать, а где и пряником подкормить. Да не простым, а заморским каким-нибудь.
         Карлос, к примеру, был пойман на удочку своего интереса к природным психоделикам. Несомненно, это весьма романтично - зажевать мухомор, запивая отваром дурмана. "Магия вообще привлекательна для западного человека, - говорил Кастанеда в том же интервью. - И это несмотря на то, что он начисто отрицает ее существование. Говорят, что нечисть нынче не в чести. Однако, как только представляется возможность, мы прыгаем с ума.
         Вы не думайте, Беня, практикующие магию - отнюдь не клиенты АМЗ. Они смело сходят с ума и заходят обратно, приговаривая: "Теряя рассудок - теряешь только углубление". Под лозунгом "С точки зрения магии мир - это точка зрения", они бесстрашно меняют эту точку. Вооруженные самым передовым в мире учением о НАГВАЛЕ и ТОНАЛЕ, они бросают вызов смерти, и это не метафора."
         Так что живите себе спокойно,как воины, копите силушку личную, и когда-нибудь, может, и познакомитесь с этим самым "жутким и прекрасным"."
         ...И напоследок - индейский анекдот.
         Идут по пустыне дон Хуан и Карлос. Вдруг дон Хуан спотыкается и куда-то пропадает.
         Карлос (радостно):
         - Дон Хуан, дон Хуан, это знак?
         - Да нет -
         ЭТО КОНЕЦ!
Subscribe

  • Ниагара не палится

    Совсем-совсем. Кладовая минералов, говорили они. Северно-горная Скандинавия, говорили они. И тут ВНЕЗАПНО Если кто не понял, там написано…

  • (no subject)

    Звиняйте, что не отвечаю на коменнты - о5 что-то намутили с жыдожурналом. Фирефогз тупо не догружает страницу или вообще посылает, а жопера вылетает…

  • Апрельские тезисы

    Вроде бы на хуй упала снежинка наконец пришла весна. И я таки первый раз в этом году вылез на территорию. Наблюл говны, поснимал…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments