Абрам Иваныч Чингачгук (alex_nifontov) wrote,
Абрам Иваныч Чингачгук
alex_nifontov

Categories:

На углу крутой улицы-2

А вот и вторая часть аллюзии.
3. Хуанизм-Нагвализм.

...И тогда мы сказали: "Fuck! Fuck!" А мы-то думали! А оно оказалось! Куда уж там "эмиссарам тибетских махатм"! Как сказал один товарищ по другому поводу, "Цепляет покруче косяка!" Но неисповедимы пути знания (индейцев Яки особенно). Много полезных, нужных сведений получил Карлос от дона Хуана, шляясь по горам, по долам, (по цехам...) И что родился тот в 1890 году, и что жил в резервации, а внук его теперь рокер и дует текилу, Карлосом привезенную.
Интересно, однако, что Карлос его поначалу как антрополог воспринимал. Хотел материал этнографический на магнитофонт записывать, фотоаппаратом фиксировать. Не дозволил старик, пришлось заметки в кармане писать. Вот воспринимал его Карлос, воспринимал, да и довоспринимался. После этак года живейшей дружбы и разговоров на отвлеченные темы поведал ему старик, что знанием он особым обладает. И неплохо бы это знание кому-нибудь передать. Вот тебе, Карлос, говорит, и передам. Тут бы автору воскликнуть: "Сам ты передам!" и убежать, да не тут-то было.
Ибо задумал Карлос штуку страшну, злобну, идеологически выдержану. Замыслил проникнуть, подобно Штирлицу, в самое логово индейцев Яппи и вызнать, выведать у них, зачем жрут они кактусы пейотные и другую траву различную? ЧТО они с этого имеют? Вот и наехал с этой целью на индейца старого, одинокого, колись, дед, что знаешь про пейот? И вообще. Расскажи мне разных сказок, баек всяких несусветных, их как следует опошлим и отправим в Куда Надо. Но старик не растерялся, с предложеньем вышел встречным. Договорчик заключили, все чин чином, квид про кво. Дескать, Карлос, как ученый, про пейот получит знанья. А за это, а за это...(деньги? бабы? самогон? - пронеслось в уме у Карлоса) А за то должен Карлитос время личное потратить, шляться с дедом беса тешить по окрестным горным кручам, и не байки-анекдоты, а всесильное ученье под надзором злого деда осознать и воплотить.
...Обрадовался Карлос такому обороту. Не пора ли мне про пейот учиться?
- Достал ты меня, чувак, - отвечает ему дон Хуан. - Не будем мы больше о растениях говорить.
- Так мы ж и не говорили вовсе, старик, - нехорошо удивился Кастанеда. - Нет уж, взялся учить о пейоте - так учи!
- Не-е-ет, - говорит дон Хуан. - Нет в тебе терпения, непреклонности. Вот наберешься - так сразу и представлю тебя Мескалито.
- 8-О А это еще кто такой?!
- Тс-с-с! Большой человек, тот, что в кактусе обитает, по-нашему. Ты вот что, давай лучше я тебя охотничьему искусству обучу.
А надо сказать, что Кастанеда в детстве бальшим охотником был, на фазанов разных охотился. причем стрелял так быстро и метко, что те даже каркнуть не успевали.
- Нет, - говорит, - зачем мне это. В городе, что ль, на негров охотиться? На ноосэров?
- Не-е-е, - отвечает сэнсей. - Тут дичь совсем редкая, бодрая, летучая.
- Мамонт?! - догадался Кастанеда.
- Ну, блин, - говорит ему вождь. - Ты меня насмерть рассмешишь своими хохмами. Нет, то не мамонт, то сила, сила твоя личная!
Но однако ж сперва будем мы на зверушек разных и птичек различных охотиться. Тут ведь что главное? Главное в нужном месте в нужное время очутиться. Это как косячок, понимаешь? Можешь взлететь, а можешь и не взлететь - нужно знать, когда и сколько. Зверушки ведь с птицами все по расписанию живут. И чтоб словить их, надобно их распорядок знать, а главное - своего не иметь. Ты вот когда обычно встаешь? В двенадцать! Отлично, встанешь завтрева... в пять.
- Неможно, - кричит Кастанеда. - неможно в пять, в десять давай, в десять встану, а в пять ника-а-ак, недосплю, похудею, бессонница сделается.
Нет, пришлось вставать в пять, на кроликов охотиться. А дед пуще прежнего тиранит, уж не знает, к чему придраться. Чуть что - "Пачему без шапки!" - и в рог ему. Кустов наломали - а ну, проси прощения у куста за то, что ветки поломал! Травки забить нарвешь
- почему у нее, родимой, разрешения не спросил, без лаского слова порешил, ласковое слово - оно и кошке приятно.
А тут как-то раз цельный день шлялись - с утра маковой соломки во рту не было. Ловушки ладили. Вечереет уже, и слышит Карлос голос за правым ухом: "Обед!" Вскакивает, ложку из-за голенища: "Никак, Диснейленд подарками бомбит!" Все как есть побросал, ждет, когда и что жрать можно будет. Посмотрел на него дед, да и говорит: отбой, доканчивать будем. Подивился Карлос. А тут дон Хуан опять "отбой" кричит. Карлос за ложку, дед за работу. И ТАК РАЗ ДВАДЦАТЬ. А потом и говорит: с завтрашнего дня по-новому жить зачинай, привычки свои жрать каждый день и спать по ночам забудь. И охоться ты за личной силой своей и днем, и ночью, высвобождай каждую минуту из рутины да безделья. Ба-а-альшим воином станешь!
И поведал тогда дон Хуан, что он маг, и не просто маг, а и НАГВАЛЬ. Может, кто смотрел фильмец, "Охотник за тенью" называется. Есть там один такой. Назван он там "накуалем", чуете? И назван он там накуалем "Два медведя". И занят сей накуаль тем, что мочит всех напра-нале, наводит глюк, дружит с шакалом, а в свободное от таких трудов время применяет классическое колдовство "маис-пинто". И все-то там верно с точки зрения простого индейского обывателя. (Действительность, однако, гораздо страшнее).

4. Магия - это не роскошь, а средство.
Из заметки "Нагваль и его команда", "Пошлина", N1, 1995г.
" 1. Кастанеда, Кастанеда - зови меня так.

Выбрав теплый майский день, мы вышли на улицу с довольно шизовой идеей: узнать, что думает средний советский человек о магии. Остановив наугад несколько человек, мы задали им один вопрос: что такое магия?
- Магия? Хи-хи-хи!..
- Магия? Ну-у-у... Это... Блин... Ну, колдовство там всякое... Волшебство там...
- Магия? Ну, это просто. Как говорит нам марксистско-ленинская философия, магия - это совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность управлять воображаемыми силами и с их помощью...
(Достаточно. Следующий!)
- Магия?! Я как раз хотела сказать об этом. Понимаете, мои соседи что-то против меня задумали. Они наводят порчу, сглаз, все цветы в горшках повяли, а агенты КГБ давно облучают меня психотронным генератором из квартиры наверху...Ну куда же вы?!
(А вот и средний советский человек.)
- Чого-чого? Ай! Хулиганы! Сейчас милицию вызову!
...Любопытная сложилась картина. О магии наверняка слышали многие. Несмотря на это, мало кто верит в ее существование, и уж почти совсем никто не сталкивался с ней лично. Верней, кое-кто может быть, и сталкивался, но, боюсь, о них мы не скоро услышим. Магия - она, как поганка - однажды съедобна. Поэтому-то скромная книжка в зеленом супере, тиснутая в университетской типографии УКЛА, произвела фужер. Поначалу это было воспринято, как молотом по голове, как стопка воды после шести рюмок чаю. Автор ея, некий Карлос Цезар Сальвадор Арана Кастанеда, студент оного УКЛА, утверждал, что не только лично знаком с индейским брухо (не путать с брюхом), но и получил от него тайное знание древнеиндейской магии. Умные ученые в один голос воскликнули: "Ну, это ты загибаешь, Шахерезада - втроем не разогнуть!" Ведь самый кайф ситуации в том, что основное место в книжке уделялось впечатлениям, полученным под воздействием психоделиков, как-то: дурман-травы, пейота-кактуса, да грибов, что курят. "Глюки! Глюки!" - закричите вы. Может быть. Но какие глюки! Какие глюки! Прослышав про такое, мы добыли экземпляр. Открываем. Читаем. "Серия книг Карлоса Кастанеды посвящена изложению его личного опыта, драматических переживаний при встрече с "магической реальностью" - жесткой и прекрасной изнанкой привычного мира, запечатленной в исчезающей культуре индейцев Центральной Америки" - вот что сказано на форзаце книги, именуемой "Учение дона Хуана - путь знания индейцев Яки". Те, то читал ее дальше пердисловия, ходят с квадратными глазами и несут ересь. А те, кто не читал и того, посмеиваются свысока: знаем, мол, этих путей знания! Рассказывают даже такой анекдот: встречаются в Питере двое. Один показывает другому палец и говорит: "Кастанеда!" И оба похохатываются со смеху.
Хотя чего тут смешного? Да просто расхожее мнение лютует. И лучше всех выразил его редактор серии: "Неважно, выдумки это или нет. Зато какая хохма!" Что же за хохма такая особая? Ведь мало ли было этих путей, и знаний, и прочих? Та же свистопляска вокруг Востока, гуру, каратэ-айкидо, йоги разные, интересные разве что психиатрам. Ой, крику-то было! Панацея, панацея, бог - это любовь, а красота спасет мир, в смысле, доброта, ну ладно, мы спасем...
Всеразличных культов насмотрелись мы - из Индии, из Поднебесной, с медленно, но неуклонно едущей крыши мира - Тибета, и даже из не в меру самобытной Японии. Однако на этот раз знание посетило нас с запада, более того, с Запада, о котором мы практически ничего не знаем. Не, ну конечно, нам многое известно об Америке, о мечте ее великой, и слова "вестерн", "гамбургер", "рок-н-ролл" навязли как в зубах, так и в ушах. Да, мы знаем об Америке все. Сколько видиков мы о ней просмотрели! Сколько комиксов прочитали! Ух.
Но ведь далеко не Христофорыч был первым на земле индейской. Что же осталось от собственно культуры коренного населения? Индейцев то есть? Взгляд поверх прицела. А еще в качестве трофеев: томагавки, головные уборы из перьев, мокасины, и, конечно же, трубка мира. Все это в краеведческих музеях, куда его стаскали благодарные американцы. Гордый же индеец почти повсеместно вымер, поскольку трудиться не стал. И о культуре его, вероисповеданьи, что ль, - информации ноль.
И только разные сигалы-костнеры, видать, с индейцами на короткой ноге. Как, я спрашиваю, как могло случиться, что самым индейцем долгое время был югослав Гойко Митич - Зоркий Сокол наш?
Вот и ученые не отстают от голливудских просветителей. Да, говорят они. разные там ацтеки-толтеки - великие цивилизации. Но какого ж они пирамид всяких и городов в лесах понастроили, а сами сгинули? И если от вех народов, ныне вымерших, таки да остались памятники письменности (клинописные надписи в сортирах), то у индейцев если таковые и имеются, то уж на таком тарабарском, что никакой язычник переводить не возьмется.
УФОисты (НЛОшники), правда, от них в экстазе. И фигуры-то индейцы в пустыне изобразили, и пирамиды-то возвели, и календарь точный астрономический имели. А уж на барельефах - прямо-таки точные доказательства их космического поисхождения!
Так что же такого сделать, чтобы узнать поболее об этих самых индейцах? Метод не нов. Нужен в России Пушкин - выписать дедушку из Африки! Скажем, взять откуда-нибудь с Перу молодого, обучить в университете Лос-Анжелеса на антрополога, а потом пустить тешить беса по пустыням Аризоны. Вот он и выдаст вам пару-тройку басен про брухо, диаблеро и прочую нечисть.
Отчего же рассказы сии нашли столь живой отклик? Дык ведь время-то какое было, елы-палы! 1968 - первая годовщина великой Психоделической Революции. Хиппи, битники, Керуак, "Пинк Флойд", дзен, ЛСД, Свами Прабхупада!!! Неудивительно, что Кастанеда со своими кактусами пришелся впору. Люди увидели в нем того, кого хотели увидеть - Святого-покровителя Психоделической революции.
"Мой класс в колледже был уже почти на приходе, - вспоминал Кастанеда. - Они ожидали команды плюнуть на все и отключиться, а вместо этого услышали о социализации и единицах восприятия.". Редкая это поганка - преподнести знание в таком виде. Ведь под соусом из травки оказалось скрытым мощнейшее учение! Но таков магический подход. Поэтому, когда читаешь Кастанеду, трудно отделаться от впечатления, что автор кого-то бессовестно имеет (кстати, кого это, интересно?).
Но мы не усматриваем ничего странного в том, что народ вскричал: "Больше глюков, хороших и разных!" Людей ведь сколько не развращай - им все мало. Да и опупея самого Кастанеды продолжалась. В 1971 году издательство "Саймон и Шустер" выпустило сразу две книги Кастанеды - "Отдельная реальность" и "Путешествие в Икстлан". Тут-то он и настал.
Subscribe

  • Задworkи

    В декабре пришлось особенно яростно хоботиться, ибо у коньтингента отчего-то воздух свободы жопу защекотал — все лето сидели, фагу курили, а тут…

  • Ниагара не палится

    Совсем-совсем. Кладовая минералов, говорили они. Северно-горная Скандинавия, говорили они. И тут ВНЕЗАПНО Если кто не понял, там написано…

  • (no subject)

    Звиняйте, что не отвечаю на коменнты - о5 что-то намутили с жыдожурналом. Фирефогз тупо не догружает страницу или вообще посылает, а жопера вылетает…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments